Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
О школе
Школа №1 – старейшая школа Тасеевского района. История школы, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями. В нашей школе учились и учатся вот уже несколько поколений учащихся, среди которых, вероятно, есть ваши родители.
История школы
Первые упоминания о школе мы нашли в архивных документах, и относятся они к 1865 году. До 1865 года в Тасеевской волости не было школ, основная масса населения была неграмотной, только единицы людей, которые служили в волостном управлении, да местные купцы и духовенство умели читать. 1804г. - построена в с. Тасеево церковь (Богоявленская), хорошо оформлена с именными Куполами купечества снесенная в 30-х годах XX века. При церкви обучают детей местных купцов, детей духовенства. И только в 1865 году было открыто церковноприходское училище в Тасеево, в которой обучались дети 4 года, с числом обучающихся 26 человек.(на содержание которого было отпущено 445 рублей). Почетный блюститель ( по- нынешнему директор) - Петр Григорьевич Бурмакин, учитель - Петр Антонович Журавский.
Учеба начиналась в октябре и заканчивалась в апреле месяце. «Дневные занятия продолжаются с 9 часов утра до 3 часов, по - полудни. На каждый день назначалось по 5 уроков, первый по предмету Закона Божия».
«Несмотря на самое ничтожное вознаграждение, получаемое ими за свой тяжелый труд, они были самыми усердными и неусыпными сотрудниками священника в деле наблюдения за школьными порядками и классной дисциплиной. На их обязанности лежало наблюдение за чистотою школьных помещений, ведение классных журналов и ученических списков, приучение учеников к благонравию, внимательности, опрятности, аккуратному посещению школы и храма Божия. Дисциплинарными мерами служили выговоры, внушения, стояние на ногах, оставление в школах и обращение к родителям для вразумления. Учебниками и учебными пособиями служили:
а) Закон Божий
б) церковное пение
в) церковно-славянская грамота
г) русский язык: Азбука
д) счисление: Сборник задач
Книга для чтения- Родное Слово и т.д.
Книгами ученики пользовались бесплатно, письменными принадлежностями приобретались на средства родителей. Плата за обучение колебалась от 10 до 50 копеек в месяц. Дети бедных родителей совершенно освобождались от платы. В школе имелась небольшая библиотека. В воскресные и праздничные дни в школе проводились чтения, на которые приглашались не только ученики, но и взрослые крестьяне.
Одним из самых важных средств религиозно-нравственного воспитания в церковно-приходских школах служило церковное пение.
Воспитанники, составляющие церковные хоры, обучались петь всенощное бдение и божественную литургию. Учителя отмечали, что церковное пение оказывало благотворное влияние не только на учеников, но чрез них и на их семейства. Учащиеся в воскресные и праздничные дни усердно посещали храм Божий». 20-годы в пятилетней Тасеевской школе обучалось 163 ученика.
В первые годы Советской власти перед государством стояли задачи ликвидации неграмотности, привлечение всех детей школьного возраста в начальную 4-х летнюю школу. Первыми советскими учителями были: Михаил Иванович Попов –з аведующий школой, Лидия Леонтьевна Кемпе; Мария Исаевна Пирогова, Инна Алексеевна Муллова, из ее воспоминаний мы знаем какое это было трудное время ни бумаги, ни учебников, ни керосина. При свете комелька учились и дети и взрослые т.к. при школе вечерами работал ликбез. Ученики во главе с учителями заготавливали дрова на всю долгу суровую сибирскую зиму, ухаживали за школьной лошадью, ибо это был единственный вид транспорта и рабочая сила.
Вот, что писала Инна Алексеевна Муллова в своих воспоминаниях о школе: « в 1920 году после окончания Канской женской гимназии, я получила назначение в Тасеевскую школу учительницей. Это был мой выбор: Тасее - мое родное село. Но села почти не было, осталось считанное число домов от Балчужного ручья до Плехановского. Все остальное было выжжено колчаковскими карателями. Я пришла в школу вести занятие с первым классом, и мне стало страшно. Дети сидели за партами по 3-4 человека, всего их было более 100. ведь школа не работала больше года, потому, что шла гражданская война. В пятилетней Тасеевской школе обучалось 163 ученика. Учебным пособием был букварь и один на трех человек задачник. Тетрадей не было, писали на старых книгах, и на деревянных досках, писали карандашами, а после проверки все соскабливали стеклом. Грифельных дощечек тоже не хватало».
Первое здание школы находилось в центре нашего села, но случилась беда (зимой техничка растопляла печку и упавший уголек из печки стал причиной пожара). И только в 1935 году вышло постановление о всеобщем полном среднем образовании. С того и начался отсчет Тасеевской средней школы. В это же время стали строить здание на правом берегу Усолки. Эта школа приняла своих учеников в предвоенном 1939 году. «Первым директором школы был Терентьев Валерий Сергеевич. По Сути эта школа стала приемницей той приходской школы Из первых учителей 1935 - 1939 года была Вера Ставровна Караянди, образованнейшая женщина из Ленинграда( ныне Санкт- Петербурга).
Для Тасеевской средней школы того времени человек с высшим образованием это не только редкость, но и событие.
1938- 1939 год привел в Тасеево ученых, академиков, просвещенных людей, деятелей культуры и искусства. Вот несколько фамилий учителей того времени: Латышка Анна Ивановна Дзилна Француженка - Рене Рудольфовна Вейс ( по мужу Егорова). Немка - Ольга Федоровна Либрехт Гречанка - Вера Ставровна Караянди В 1939 году пришла в школу в качестве преподавателя Подобулкина Дора Сергеевна;
В то время преподавали: Конституцию СССР, основы агрономии, биологию, минералогию, немецкий язык, французский язык.
Преподаватели военного периода: Оганесян Татьяна Борисовна, Колпакова Полина Захаровна, Михайлова Нина Сергеевна, Волобуева Нина Петровна, Суров А.И., Лукьянова Фрида Федоровна, Плоскова В.Г., Незнамов В.А., Воронкова А. М., Либрехт Ольга Федоровна, Земмель Ольга Ансовна, Щетцем Ильза Федоровна, Кингер Вера Денисовна. Это были удивительные люди.
В школе работал профессор Стругатский. Это был коллектив, где помощь и взаимовыручка были естественным делом. Это была настоящая школа, которая обучала не просто хорошо , а основательно.
50-е годы. Хлынул поток молодых специалистов: Вера Шабанова, Лида Сорокина, Юлия Лазичная, Октябрина Момойкина, Мария Попкова, Анна Гулева, Нина Парфенова, Клавдия Картузова, Галина Невольниченко(закончив Тимирязевскую академию работала завучем по сельскохозяйственному обучению, преподавала животноводство, растениеводство,биологию). Ставили спектакли, помогали работать в поле, а самое главное это был настоящий живой, творческий коллектив единомышленников, готовых в любую минуту помочь друг другу.
60-е годы. Школа перешла в 1963 году на 11- летнее обучение (выпуска не было): Было введено производственное обучение - юноши по профессии тракторист машинист, девушки – учителя начальных классов. Директором в те годы работала Леонтьева Алевтина Петровна. С увеличением числа учащихся стало не хватать помещений, классных комнат, кабинетов. Школа по проекту была расчитана на 350 мест,а нужно было разместить 700. Надо было продолжать благоустраивать территорию Школа, достраивала стадион, подсобные помещения, гараж, теплицу, мастерские.
В эти годы самое активное участие в политической и общественной жизни принимала пионерская и комсомольская организации: тимуровская работа, сбор макулатуры и металлолома, спортивные соревнования на приз газеты «Пионерская правда», смотры художественной самодеятельности, смотры песни и строя, торжественные вахты у памятника воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны, походы , экскурсии, собрания. И вся эта насыщенная и плодотворная деятельность выпала на период, когда директором был Владлен Павлович Манин.
Школе присвоено имя Василия Григорьевича Яковенко в 1964году. В это время в школе традиционно проводились встречи с участниками партизанского движения и участниками ВОВ. По итогам союзного смотра военно- патриотического воспитания школа была награждена дипломом 3-ей степени. Школьному музею было присвоено звание «Лучший школьный музей».
В.Ф.Черных окончила среднюю школу и поступила в педагогический институт, окончила факультет биология, химия. Ветеран труда, отличник народного просвещения, 40 лет проработала в ТСШ№ 1 от учителя до директора школы. Глубоко демократичный стиль руководства, широкие организаторские способности, личный пример, вот краткая характеристика этого человека. Результатом работы является то, что школьники получали действительно прочные знания, которые подтверждали на районных и краевых олимпиадах и при поступлении в высшие учебные заведения.
Школа выпустила самое большое количество медалистов, из 6794 выпускников, 5342 получили высшее образование, врачи, учителя, кандидаты наук, высококлассные специалисты. Сегодня школа дает медалистов, которые поступают в самые престижные учебные заведения Красноярского края.
Образование и формы обучения
Очная форма обучения.
Программа развития
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития Учреждения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.