
Разве могли мы предполагать, что уже через год что-то изменится в нашей жизни, а главное изменимся мы сами. Страшная новость о гибели нашего Вани Лавриненко, именно в этот момент мы узнали, что Ромка Лугавцев лежит с ранением в красноярском госпитале, откуда он сбежал на похороны Ивана.
Именно в этот период завязалась наша странная переписка в социальных сетях: «Рома, добрый день или вечер! Как дела? Все хорошо, Татьяна Владимировна». Всего несколько фраз, а на душе спокойнее. Вот так, в переписке он немного написал о себе и то пришлось уговаривать. А повод был, наш скромный мальчишка был награжден Георгиевским крестом IV степени. Получился небольшой пост в нашем музейном канале. А вот встретиться все не получалось. О его побывке на родной земле могла узнать совершенно случайно, по фото выставленному на страничке в соцсети. Или «я честно шел в школу, но постоял возле Вани (мемориальной доски), 7 марта у вас праздник, не смог».
И вот наша встреча состоялась, сказав: «что наверное надо сдаваться и посетить школу», Роман пришел на разговор со школьниками. Школьный порог переступил «дядя Степа-великан» (рост 196 см), а в зале учащиеся больше начальных классов. Во время каникул на встречу собралось и много педагогов, настало время вопросов и ответов.
«После 9 класса в профессиональном училище получил специальность механика-водителя, далее армия, службу проходил в Новосибирском высшем военном командном училище, направление-технические средства охраны. По контракту тогда не остался, тянуло домой. Вернулся, но через некоторое время понял, что в селе работы нет, а жить надо. Уехал в город и устроился на Красноярский алюминиевый завод временно, где проработал в цехе электролиза 12 лет. Квартира, женитьба. Как попал на СВО, да как все началось, я из телефона «не вылазил». Смотрел, переживал. Знал, что я должен быть там. Звонил в ЧВК, дома скандал. А тут пришла повестка, жене пришлось собирать вещи, а я радостный, что пригодился».
«Учеба. Первая помощь, эвакуация, стрельбы, назначен командиром штурмовой группы. Назначение Псков, но тут ситуация видно на фронте изменилась и нас отправили в Джанкой, где в первый раз увидел море, медуз, дельфинов». Роман рассказывает о своих военных дорогах. Харьковская область, Кременная, Луганская область, город Счастье, знакомые названия из новостных сводок.
«Идем за командиром, след в след, чтоб не наступить на раскиданные «лепестки», прошли сгоревший танк- кусок железа, все ближе слышен грохот, взрыв и на глазах все подлетело выше деревьев, понимаешь, что это не кино», так Роман описал свои первые впечатления. «Там все по-разному, кто-то теряется, а кто-то потом не понимает, как сделал работу. Главное прижаться к земле и копать, копать, копать. Мы когда выкопали очередное «бунгало» (блиндаж), смеялись, что на гражданке пойдем зарабатывать копкой подвалов и септиков», с улыбкой вспоминает солдат. «Правда мне любые окопы по колено».
Как получил ранение? «Меняли роту на передке, подошли «запыханные», только присели, над нами «птичка» появилась, начался минометный обстрел, набились в яму и вновь пришедшие и старые. Услышали «выход снаряд» и тут же прилет, танк стрелял. Шесть раненных, один «200тый», осколок попал в шею, до сих пор помню его глаза, парень был из Красноярского края». Именно этого парня, раненный в ногу Роман, вынес с поля боя, за что и награжден Георгиевским крестом. Есть приказ на медаль «За Отвагу», но еще не вручили. За что медаль?» Ответ краток: «за добросовестное выполнение приказов».
Из присутствующих на встрече девчушка-второклассница вдруг начала задавать вопросы: «А были случаи, что вы чуть не погибли? А в плен брали? Так дошли и до вопросов о волонтерской помощи, о письмах ребят, нужны ли они? «Рану обрабатывали без наркоза, музыка играет, непроизвольно слезы наворачиваются, доктор мне сунул в руку письмо, от девочки из Тюмени, до сих пор его храню. Очень нужны сети, тут вот появился «сухой душ», не пробовал еще что такое, домой привез».
Встреча Роману с нашими женщинами из «Zащитникам Тасеево» еще предстоит, где он увидит, как плетутся сети и делается «сухой душ», собирается помощь от земляков. Экскурсию по школе провели и мы, зашли в музей, посмотрели на фото наших «солдатиков», где есть и его фото. Роман для музея привез свои подарки: шевроны с позывным «Викинг» (он и правда похож) и солдатский котелок. Возле крыльца школы сделали памятное фото с ребятами, мальчишки пожали руку воину. Школьники ушли на тренировку, а женщины-педагоги все не отпускали Романа.
Быстро пролетает время, что-то не успели спросить, что-то не стала писать. Вечером получила смс: «Спасибо, что пригласили, хоть побывал в родной школе. Было приятно пройтись, вспомнить школьные годы, кабинеты, изменившиеся до неузнаваемости, перила на которых любили кататься. Был очень рад встретиться со всеми моими любимыми учителями, хоть я и был не всегда примерным учеником».
Быстро пролетит отпуск и отправится наш солдат на службу, где ждут его молодые парни – срочники, а Роман преподает азы работы штурмовика, сам прошел учебку артиллериста и ждет назначения. Удачи тебе наш солдат! Мы ждем тебя!